Среда, 15.05.2024
Смотри,читай,играй онлайн...
Меню сайта
Поиск
Категории раздела
Nordik Au [2]
Аудиокниги - озвученные Нордиком - рекомендуем
Изба-читальня [3]
В данном разделе молодые дарования могут выкладывать свои литературные шедевры!
Сам сусам... [1]
Если знаешь как, то и сделать можно
Похвастушки [5]
В этой категории все то, что можно сделать самому, с описанием и рекомендациями.
А попробуй-ка... [2]
Любимые вкусные рецепты
Форма входа
Статистика
Главная » 2010 » Июль » 25 » языческие боги Руси
18:00
языческие боги Руси
Мягкое кресло дарило минуты отдыха….рядом со мной тихо посапывала соседка, в салоне то тут, то там вспыхивали и сами собой угасали дорожные разговоры ни о чем, в кабине водителя глухо бормотал приемник и над всем этим в воздухе висел мерный гул мотора, загоняя пассажиров в дремоту….
Я закрыл глаза. Как же здорово вырваться на несколько дней из пыльного душного города, а поначалу я отнекивался, отбиваясь от этой нудной командировки. В конце концов, в родной газете я веду колонку «…по Вашим письмам» и с какой стати отправлять меня в неизведанные дали за сбором материалов о язычестве? Но, то ли наша глав.редша из вредности не простила мне задержку с обеда в компании очаровательной секретарши Людочки, то ли действительно – время отпусков, людей не хватает…. Так или иначе, теперь я еду в более-менее комфортабельном автобусе в неблизкую деревеньку, где, по словам моей всеведущей соседки Антонины Валериановны, проживает известный на всю округу знахарь дед Филимон.
Итак, что же я успел перед поездкой вычитать о язычестве – нужно хотя бы придумать начало статьи
Основой любой языческой религии является многобожие, или пантеизм. Человеку в древности было очень важно, чтобы все виды его деятельности — государственная, хозяйственная, военная, семейная — находились под покровительством высших сил.
К VI веку нашей эры начала складываться более или менее устойчивая религиозная система, в которой за каждым божеством закреплялись определенные функции. Система эта была многоступенчатой, и боги занимали в ней высшую ступеньку. Они наделялись наибольшей силой и властью, наиболее общими и важными функциями — одни повелевали природными явлениями, другие покровительствовали хозяйственной деятельности людей, третьи помогали в войнах, под властью четвертых были общественные отношения. От воли богов зависели жизнь и благополучие человека. Поэтому богам ставили деревянные и каменные идолы (кумиры), им поклонялись и приносили жертвы.
Уже не плохо, начало положено. Автобус выехал из города, за окном городской пейзаж сменила пушистая зелень деревьев. Глаза разбегались от буйства летних красок. Ладно, пока есть время освежим свою память дальше
В Киевской Руси первая известная нам религиозная реформа была проведена князем Владимиром в 980 г. — всего за 8 лет до принятия христианства. В «Повести временных лет» об этом сказано так: «И начал княжить Владимир в Киеве один, и поставил кумиры на холме вне двора теремного. Перуна деревянного, а голову его серебряную, а ус золотой, и Хорса Дажьбога, и Стрибога, и Симарьгла, и Мокошь и приносил им жертвы, называя их богами... и приносил жертвы 6ecaм.»
На мое плечо легла легкая девичья рука, от неожиданности я вздрогнул, открыл глаза и увидел перед собой очаровательное воздушное создание с огромным лукавыми голубыми глазами. Курносый нос был усыпан веселыми веснушками, дерзкая челка волной падала на лоб, золотистая коса спускалась с одного плеча. Голову украшал большой душистый венок из полевых трав. Девушка улыбалась и без стеснения рассматривала меня-: «Это ты приехал из города в поисках наших богов?» Я судорожно начал выкарабкиваться из кресла попутно соображая, что бы такого ответить красавице, чтобы сходу произвести впечатление. Но чувство юмора в этот раз спало сном младенца и я просто кивнул. Белокурое создание улыбнулось, взяла меня за руку и села рядом. По салону поплыл душистый аромат леса и полевых трав.
Я почувствовал, что стал невесомым и поплыл, как в тумане. Сквозь пелену я видел идолов, вереницы крестьян несущих им жертвы. Увидел тучные поля, стада, ребятню помогающих взрослым по хозяйству и все эти картины сопровождал мелодичный голос таинственной спутницы
«Первоначально во Вселенной существовало два царства: Бездна и Светожары, то есть царства огня, распростертое над Бездной. Светожарами правил бог-гигант небесный кузнец Сварог. Пытаясь оживить Бездну, он постоянно слал туда священный огонь, который безвозвратно затухал в ней.
Тогда Сварог отковал сгусток энергии – Сварожига и разделил его на три состояния: созидание – «Яви», разрушение – «Нави» и управления – «Прави». Сварог оживил Бездну, разбудил великана Рода и из его частей создал весь материальный мир.
Среди даров Сварога людям были и его сыновья — Сварожичи. Первый из них Даждьбог — бог Солнца, податель тепла и света. Его имя слышится в самой краткой, молитве: «Дай, Боже!». Дажьбог покровительствует свадьбам, встречает жениха на рассвете в день бракосочетания. Дажьбог замыкает зиму и отмыкает лето. День Даждьбога - воскресенье, его металл - золото, его камень - яхонт. Священное животное Даждьбога - Радегаста лев(как и у персидского бога Солнца - Митры), Сварожича разъезжает на колеснице, запряженной львами.
Один из сыновей Сварога – Стрибог начал царствовать в мировом пространстве: он укротил ветры, скрутил их в рога и заковал в четырехрогий шлем, который преподнес в дар Сварогу. Стрибог - бог ветра. Мореплаватели почитают Стрибога, который, обратившись в птицу Стратим, может вызвать или укротить бурю.
У ветра много внуков и сыновей, мелких ветерков:
Посвист - старший ветер, считается богом бури;
Подага - жаркий, иссушающий ветер, живет в пустыне на Юге;
Погода - теплый, легкий ветерок, Бог приятной погоды;
Южный ветер - имеет горячий, южный нрав, несет с собой тепло и запах Юга;
Западный ветер - немного суховат, бывает сердит, но большей частью добрый;
Сиверко (Северный ветер) - несет холод от Ледовитого океана, очень суров и только к лету немного добреет;
Восточный ветер - как азиат имеет характер неожиданный, таинственный и коварный;
Полуденик вместе с Полуночником резвятся днем и ночью.
Другие сыновья Сварога: Перун-бог грома и молнии. Перун обитает на небе и повелевает небесным огнем. Оружие Перуна — камень или каменные стрелы, он мечет их с неба на землю, отчего образуется гроза. Из дней недели Перуну был посвящен четверг (у полабских славян четверг так и назывался «Перунов день»), из животных — конь, а из деревьев — дуб. Яровит и Троян продолжили строительство мира. Они подняли Мировое дерево, завернули в дугу небо, прогнали под землю часть океана, победили демонов и создали первых людей – Одинца и Деву.»
В голове проплыл отрывок из языческой мифологии - «Явь», «Навь» и «Правь» символизировали собой триединую структуру мира, которая сходна с идеей христианской Троицы. Первоначально триглав включал Сварога, бывшего языческим аналогом бога-отца, Перуна-бога грозы и войны (бога-сына) и Световита – бога неба и света у западных славян, являвшегося языческим подобием святого духа. До переселения в Новгород балтийских славян-лютичей и ободритов, спасавшихся от немецкой агрессии, в новгородский триглав входил вместо Световита Велес – покровитель земледелия и скотоводства. В Древней Руси скот, как и хлеб, был самой жизнью, олицетворением производящих сил, плодородия, богатства, а также важным объектом торговли. О состоятельности человека судили по количеству скота, которым он владел. И получается, что Волос был не только богом скотоводов, но и богом торговли и богатства. В культе Волоса важную роль играют шерсть, волос — все это символы достатка, благосостояния, плодовитости (вспомним русский свадебный обычай сажать молодых на тулуп, вывернутый шерстью наружу, а также устраивать брачную постель на шкурах животных, чтобы супруги жили богато и имели много детей) В русских деревнях «Волосо-вой бородкой» называли последний пучок несжатых колосьев, которые специально оставляли в поле в дар божеству плодородия. Кроме того, этот бог, видимо, покровительствовал певцам и сказителям, ведь в «Слове о полку Игореве» легендарный вещий певец Боян назван его внуком.
В древнем Киеве произошло усложнение триглава: небесный отец был представлен сразу тремя ипостасями: Родом, Сварогом, Перуном. Сын Сварога Даждь бог был солнечной «Правью» и символизировал бога-сына, а Стрибог – бог ветра являлся языческим воплощением святого духа.»
Я отвлекся от своей спутницы и не заметил, как за окном плавно проплывала деревня. Нарядные девушки плели венки, парни собирали поленья для костров, звучала музыка и молодой смех. Поймав мой вопросительный взгляд, синеглазая красавица улыбнулась и сказала: - «Сегодня день Ивана Купалы. Мы поклоняемся не только богам, но и праматери Богов – Берегине (Рожа-нице) Берегиня - это великая богиня, породившая все сущее. Ее повсюду сопровождают светозарные всадники, олицетворяющие солнце. Мы обращаемся к ней в период созревания хлебов – она покровитель человеческого рода. ЕЕ дерево - береза - воплощение небесного сияния, света. Именно береза особо почитается на «русалиях»: древних празднествах в честь берегинь - лесных русалок. В берегинь обращались просватанные невесты, умершие до свадьбы. Например, те девушки, которые покончили с собой из-за измены коварного жениха. На Русальной, или Троицкой, неделе, в пору цветения ржи, берегини появляются с того света: выходят из-под земли, спускаются с небес по березовым ветвям, выныривают из рек и озер. Они расчесывают свои длинные зеленые косы, сидя на бережку и глядясь в темные воды, кача.тся на березках, плетут венки, кувыркаются в зеленой ржи, водят хороводы и заманивают к себе молодых красавцев. Каждый парень был для берегини утраченным женихом, и многих они свели с ума своей красотой и жестокостью.
Но вот заканчивается неделя плясок, хороводов - и берегини покидают землю, чтобы опять вернуться на тот свет. А в день Ивана Купалы люди устраивают им проводы: веселятся, надевают маски животных, играют на гуслях, прыгают через костры.»
Я внимательно слушал и вдруг подумал, что Берегиня не затерялась в седых веках, мы не утратили его, только сейчас, в христианскую эпоху, особо почитаем уже культ Богородицы.
Но не только Берегине отдаем мы почести, я расскажу тебе еще о наших Богинях.
«Жива, Живана, Сева - олицетворение плодоносной силы, юности, красоты всей природы и человека - то есть весны. Жива властвует, когда зеленеют, расцветают поля и леса, сады и огороды, когда люди, очнувшись от унылого зимнего сна, словно впервые видят красоту весенней природы, красоту расцветающей молодости, впервые познают прелесть любви и нежности.
Именно весной можно увидеть Живу или Живиц, ее молоденьких прислужниц: в виде прекрасных дев они реют над землею, бросая на нее такие ласковые взгляды, что она еще пуще цветет и зеленеет.
Кукушка - воплощение Живы. Прилетая из Ирия, из той заоблачной страны, откуда исходят души новорожденных, куда удаляются усопшие и где пребывают девы судьбы, кукушка считает часы рождения, жизни и смерти.
Круговорот времен года – это модель жизни. От беззаботной весенней юности к зрелому лету, от заслуженной осени к зимнему увяданию и смерти — такие же циклы проживает человек, семья, племя, государство. Но многое можно попытаться предугадать, как бы заглянув в будущее. Например, задать вопрос: «Сколько мне осталось жить?» — и сосчитать, сколько раз прокукует кукушка. Конечно, жизнь быстротечна, но насколько, могла подсказать только вещая птица богини Живы — кукушка. Она же предвещает начало лета и сопутствующих ему гроз. По ее голосу угадываем о том, насколько удачным будет замужество, удастся ли собрать хороший урожай. И ни у кого не возникает вопроса, откуда она может знать будущее. Мы верим, что птицы по весне прилетают из Ирия — небесного рая, где они пережили холода, а тем, кто обитает рядом с богами, ведомы секреты будущей жизни.
Лада - богиня любви и красоты. Именем Лада мы называем не только изначальную богиню любви, но и весь строй жизни — лад, где все должно было ладно, то есть хорошо. Все люди должна уметь ладить друг с другом. Жена называла любимого ладо, а он ее — ладушкой. «Лады», — говорят люди, когда решили какое-то важное дело, ладником называют уговор о приданом: лады — помолвка, ладило — сват, ладканя — свадебная песня.
И даже оладьи, которые пекут по весне в честь возрождающейся жизни, от того же корня. Белый лебедь - священное животное Лады, имя которой, кроме прочего, «лебедушка» Лада была матерью божественной двойни — Лель и Полель.
Макошь (Мокошь) - Богиня всей Судьбы, старшая из богинь прях судьбы, а также покровительница женских рукоделий - на Земле; попечительствует женскому плодородию и урожайности, хозяйственности и достатку в доме. Ткать Пряжу Судеб Макоши помогают Богини Доля и Недоля, связующие покутными нитями человека с плодами его трудов - добрыми или злыми.
Сама Макошь:
1.Богиня всей Судьбы
2.Великая Мать, богиня плодородия
3.Богиня магии и волшебства, жена Велеса и Хозяйка перекрестков мироздания между мирами.
4.Защитница и покровительница хозяек.
5. В нижней ипостаси является знаменитой Ягой, в этом случае можно говорить, что она мать ветров, что жизнь и смерть ей подвластны в равной мере.
6. Хозяйка Живой Природы.
Я слушал рассказчицу, затаив дыхание, а девушка продолжала.
« Бог огня и царь подземного мира - Семаргл. Старики рассказывают как родился Семаргл. Сварог ударил магическим молотом о камень Алатырь, высек из него божественные искры, которые разгорелись, и в их пламени стал виден огненный бог Семаргл. Он восседал на златогривом коне серебряной масти. Густой дым стал его знаменем. Где проезжал Семаргл, оставался выжженный след. Таков он был в силе, но чаще выглядел тихим и мирным.
Семаргл, Бог огня и Луны, огненных жертвоприношений, дома и очага, хранит семена и посевы. Может оборачиваться священным крылатым псом. Семаргл не пускает в мир зло. Ночью он стоит на страже с огненным мечом и лишь один день в году Семаргл сходит со своего поста, откликаясь на зов Купальницы, которая зовет его на любовные игры в день Осеннего равноденствия.
А в день Летнего Солнцестояния, через 9 месяцев, у Семаргла и Купальницы рождаются дети – Кострома и Купало.
Молимся также богам: Белобогу и Чернобогу, которые постоянно в борьбе друг с другом: дневной свет тускнел в надвигающихся сумерках, а ночную тьму рассеивала утренняя заря; на смену грусти спешила радость: вслед за жестокостью и завистью приходило время бескорыстных и добрых дел. Первого бога изображали мудрым седобородым и седовласым старцем, второго — уродливым скелетообразным «кощеем». Белобог и Чернобог - братья-близнецы, которые вечно следуют за человеком и записывают его дела в особые книги. Добрые «регистрирует» Белобог, злые — его брат. Ничего невозможно скрыть от их пристальных взоров, но, если покаяться, то запись о плохом деле поблекнет, хотя и не исчезнет совсем, — ее должен прочитать Бог после смерти человека. В скорбный час братья становятся видимыми, и тогда Белобог говорит умирающему: «Делать нечего, сын докончит твои дела». А Чернобог всегда мрачно добавляет: «И ему тоже не все удастся доделать». Близнецы сопровождают душу на Том свете до Суда, а потом возвращаются на землю, чтобы сопровождать следующего новорожденного до его кончины. Белобог ходит в белом платье с черными заплатами, а Чернобог — во всем черном, но с белыми заплатами на одежде. Мир Яви — это поле вечной брани, место испытаний людей. Лишь небеса Прави свободны от Тьмы, а Навь не ведает Света.»
Собеседница обернулась ко мне, весело рассмеялась и сказала:- «Я расскажу тебе про веселого весеннего Бога. Месяц апрель у нас начинается весенними праздниками возрождения жизни. В селениях появляется молодой рыжеволосый всадник на белом коне. Он одет в белую мантию, с венком из весенних цветов на голове, в левой руке держит ржаные колосья, босыми ногами понукает своего коня. Это — Ярило. Яр — это и стремительно несущийся во время весеннего половодья поток воды. Ярый означает вспыльчивый, разъяренный. Ярица — поле пшеницы. На празднике для Ярилы выбирают невесту и нарекают ее Ярилихой. Девушку одевают во все белое, голову украшают венком и, привязывают к одиноко стоящему дереву, водят вокруг нее хороводы, поют песни:
Волочился Ярило по всему свету,
Полю жито родил,
Людям детей плодил,
Где он ступит,
Там жито стеной,
А куда взглянет,
Там колос зацветет.
Второй раз Ярилу чествуют ближе к середине лета. Молодежь собирается за селением, на специальном месте — «ярилиной плешке». Здесь весь день шумит гуляние, народ угощается, поет, танцует и чествует юношу и девушку в белых
одеждах, украшенных бубенцами и яркими лентами, — Ярилу и Ярилиху.
С наступлением темноты зажигают многочисленные «ярилины огни». Иногда праздник заканчивается «похоронами» Ярилы и его невесты — соломенные чучела с масками из глины выносят в поле и оставят там или бросают в воду. Этим люди будто говорят: «Побесились и хватит, пора и честь знать». Да и некогда больше было веселиться и плясать — с каждым днем прибавляется все больше работы в поле. На Ярилиной неделе особенно неотразимую силу имеют всевозможные любовные заговоры — на присуху и на отсуху, на зазнобу да на разгару. Лихие люди, умышляющие злобу на своего ближнего, «вынимают след» у него в эти дни, и, по народному преданию, это является особенно действенным средством.
Много людей - тезками юного, безрассудного и бесшабашного бога весны. Это — Ярополк, Яромир, Ярослав и Ярослава, Ярина.»
Голос девушки журчал, как родник, унося с собой мои городские заботы и рисуя яркие картины жизни наших предков. Я видел вереницу Богов-покровителей, с небес они наблюдали за порядком на Земле. Видел людей, в труде и веселье не забывающих отдавать должное Высшим Силам.
На душе было легко и спокойно…..
«Конечная, приехали, граждане, деревня Березовка!». От неожиданности я подпрыгнул, начал ошарашено оглядываться и беспомощно барахтаться в кресле. Какая конечная, какая Березовка?! Я оглянулся в поисках девушки, но вместо своей златовласки увидел улыбающееся усатое лицо водителя :-«Приехали, пора выходить».
Подхватив свой рюкзак я вышел из автобуса. Вокруг были бескрайние поля, за ними стеной стоял лес, вокруг меня летали стрекозы, стрекотали кузнечики, порхали разноцветные бабочки. Удивительный все-таки мне приснился сон. А что-то мне еще расскажет местный травник. Теперь-то уж я напишу интересный стоящий материал, это будет настоящая сенсация!
С легким сердцем я пошел в сторону притаившейся у излучины реки деревеньки Березовка, с каждым шагом становясь ближе к природе,к вере наших дедов и прадедов, к истокам позабытой нами истории
Категория: Изба-читальня | Просмотров: 1181 | Добавил: viki | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 1
1 Nusha  
0
Замечательно!!! Читается легко и увлекательно!!!
Пишите больше!!! У Вас прекрасные способности, развивайте их и радуйте читателей!!!
Как будет что-то новенькое, хотелось бы прочесть!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пользовательский поиск
Copyright MyCorp © 2024